
ИЗ ПРИКАЗА ВОЕННОГО СОВЕТА ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТА ВОЙСКАМ ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТА
27 января 1944 года:
«В итоге боев решена задача исторической важности: город Ленинград полностью освобожден от вражеской блокады и от варварских артиллерийских обстрелов противника... Граждане Ленинграда! Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для дела победы все свои силы».
***
У Юрия Воронова - поэта, ленинградца, блокадника - есть такие строки:
«Опять война,
Опять Блокада, -
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
"Не надо,
Не надо раны бередить"»...
Они написаны не сегодня - много лет назад. Поэт уловил часть настроений, царивших в нашем вполне безмятежном послевоенном прошлом. Но, к величайшему нашему общему счастью, и сегодня подвиг ленинградцев и защитников города не оставляет равнодушными нормальных людей. Тех, для кого в этих стихах есть продолжение.
«Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна»...
По официальным данным, за 872 дня блокады Ленинграда гитлеровскими войсками и их союзниками погибли более 641.000 горожан. Историки приводят другие цифры – не менее 800.000 человек. Эти сотни тысяч смертей были вызваны голодом, невозможностью доставить в город продовольствие, непрерывными бомбардировок и артиллерийскими обстрелами. Подвиг Ленинграда стал символом не только воинского мужества его защитников – еще и гражданской стойкости простых, мирных людей. Этот подвиг для потомков победителей стал безупречным тестом на историческую память и собственную гражданскую состоятельность.

А тогда, зимой 1944 года, в результате Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции, начавшейся 14 января, советские войска полностью сняли блокаду и отбросили противника от города на 220-280 километров, освободили практически всю Ленинградскую область, западные районы Калининской области и вступили на территорию Эстонской ССР. В результате действий Ленинградского и Волховского фронтов были освобождены многие города и населенные пункты. В их числе - Новгород, Гатчина, Чудово, Любань, Тосно, Луга, Кингисепп, Гдов, Порхов, Старая Русса, Новоржев. 1 марта 1944-го войска перешли к обороне на достигнутых рубежах.
Согласно современным исследованиям, общие потери советских войск в Ленинградско-Новгородской наступательной операции (14 января – 1 марта 1944 г.) составили 313953 человека. Из них безвозвратные – 76686 бойцов и командиров Красной Армии, санитарные – 237267 чел. Очень дорогая цена! Но потери немецкой группы армий «Север» до сих пор не берутся точно установить ни отечественные, ни западные историки. Все дело в том, что штабы отступающих немецких частей вели учет потерь эпизодически. По данным отечественного проекта «Наша Победа. День за днем», только за месяц боев под Ленинградом войска Ленинградского и Волховского фронтов уничтожили 90000 гитлеровцев и взяли пленными 7200 человек. Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию и неотъемлемую ее составную часть, операцию по снятию блокады Ленинграда («Январский гром») еще называют первым сталинским ударом…

В честь освобождения Ленинграда от блокады 27 января 1944 года в восемь часов вечера над городом прогремел праздничный салют – 24 залпа из 324 орудий. Вот как об этом долгожданном залпе в советской прессе писали те дни так:
«Грохочущее эхо прокатилось над улицами и площадями, над величественными зданиями города, в который никогда не ступала и не ступит нога чужеземного завоевателя.

В унисон прогремели залпы из орудий, которые стояли в разных частях города. Высоко взвились ракеты, расцветив вечернее небо тысячами разноцветных огней, осветив шпиль Адмиралтейства, купол Исаакия, громады дворцов, набережные, мосты на Неве. Яркие лучи прожекторов скрестились в облаках. Ленинградцы, собравшиеся на улицах, площадях, набережных Невы, еще недавно подвергавшихся артиллерийскому обстрелу, радостно приветствовали своих освободителей – воинов Ленинградского фронта. Один за другим гремели 24 исторических залпа. Били орудия, установленные на Марсовом поле, на берегах Невы, била артиллерия кораблей Краснознаменной Балтики. И каждый раз тысячеголосое "ура" ленинградцев сливалось с грохотом орудий в единый торжественный салют. Величественное феерическое зрелище было видно далеко за Ленинградом, отблески его видели славные воины ленинградского фронта».
Лучше всего о тех радостных днях непокоренного города рассказывали сами ленинградцы. «Для нас этот салют был не только красивым зрелищем. Это было началом Победы, это была жизнь! Такой радости жителей во время салютов я больше не видела. Он вызывал душевный трепет и слезы на глазах - этот первый», - вспоминала блокадница Т.Г.Иванова, встретившая войну студенткой Ленфармшколы.
«Сегодня, 27/I-1944 года, снята блокада Ленинграда. Приказ Говорова и Жданова. Салют - 24 залпа из 324-х орудий. Я приподняла штору. За окном зарево - красное и зеленое - ракеты. Сердце, которое привыкло сжиматься, видя пламя над городом, не сразу последовало за разумом, который знал, что это салют победы. Вышла на улицу - раскаты залпов, трещащие и ослепительные букеты фейерверка, толпы у перекрестков, продавцы в дверях магазинов. Женщины: "Господи, вот счастья дождались", "стреляй, стреляй - нас не запугаешь".
Хождение сегодня до часа ночи - приказ начальника гарнизона. Обо всем этом нам сказали на работе - все ходили как пьяные», - из дневника Э.Г.Левиной, бывшей во время Блокады архитектором Архитектурно-планировочного управления Ленгорисполкома.
«Величайшее событие в жизни Ленинграда: полное освобождение его от блокады. И тут у меня, профессионального писателя, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И в этом - все!» – написала в своем блокадном дневнике писательница Вера Инбер.
«По природе своей это были боевые ракеты, мы видели их и раньше, - делилась она. - Их предназначение было указывать начало атак, обозначать посадочные площадки самолетов, сигнализировать артиллеристам, направлять пехотинцев, предупреждать танкистов. Но тогда это были одиночные ракеты. А теперь - тысячи атак, сотни схваток, вылазок, морских сражений сразу ринулись в небо».
«За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем.
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось...
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе -
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут...».
Эти стихи написал Юрий Воронов, поэт и журналист, ставший главным редактором газет «Смена», «Комсомольская правда», журнала «Знамя» и «Литературной газеты». А в 1944 году ему исполнилось 15. Там, в блокадном Ленинграде. Впрочем, его стихи о блокаде никогда не были детскими…
«В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом – паспорта».
Светлана Ляхова, Солдатский храм
|