Приветствую Вас Гость | RSS

Nataly

о жизни, о вселенной и вообще...)))

Главная | Регистрация | Вход
 
Главная » 2013 » Июнь » 7 » Ибсен на языке блогеров. В Театре Маяковского появился «Враг народа»
23:44
Ибсен на языке блогеров. В Театре Маяковского появился «Враг народа»

«Враг народа» в Театре Маяковского стал смелой попыткой политического высказывания. Чего не занимать спектаклю молодого режиссера Никиты Кобелева, так это публицистического пафоса. И в гражданской позиции ему не откажешь. Она прозвучала резко и прямолинейно, может быть, даже слишком. Не часто приходится слышать со сцены, что наш общественный строй прогнил до основания. В «Маяковке» об этом говорят, причем на языке сегодняшних блоггеров, не претендуя на философские «глубины» и поэтические «высоты». Просто называют вещи своими именами.

Пьесу Ибсена «модернизировала» драматург Саша Денисова и превратила героев в сегодняшних чиновников, бизнесменов, представителей «независимой» прессы и хипстеров в лице 20-летней активистки, ведущей видеоблог о проблемах экологии. «Историей Химкинского леса» спектакль не стал, но назвался «экологической катастрофой в двух действиях», которую, собственно, и пытается скрыть мэр города-курорта (он же Игорь Костолевский). Родной брат мэра, доктор Стокман (он же Алексей Фатеев) пробует докричаться до общественности: вода лечебнице отравлена – надо обнародовать данные экспертизы. Против выступают все – инвесторы проекта, власть и «сплоченное большинство». За – только доктор, которого, как у нас водится, затыкают, притесняют и настоятельно советуют уезжать. Но чем дальше его задвигают, тем активнее он рвется в бой: заявляется на пресс-конференцию в противогазе, в прямом эфире нападает на мэра, кричит о «дефиците совести» и всеобщей пассивности.

Премьера в «Маяковке» – уже третий «Враг народа» в этом сезоне. Два других появились в Петербурге, в том числе на сцене МДТ в постановке Льва Додина. Еще одного привозил в Авиньон Томас Остермайер. Пьесу Ибсена, переписанную «на злобу дня», он перевел в живую дискуссию об экономическом кризисе и путях развития Евросоюза. Зрители на его спектакле сами включались в обсуждение и перехватывали друг у друга микрофон, а некоторые выкрикивали с мест слова в поддержку доктора Стокмана. Хотя делать из него героя Остермайер не стал. И мэр города, которого экологическая катастрофа волнует гораздо меньше, чем сокращение рабочих мест, нашел понимание у публики.




В спектакле Никиты Кобелева мэр тоже оказывается обаятельнее, чем доктор Стокман. И дело не только в харизме Игоря Костолевского, который играет представителя власти – невозмутимого и уверенного в своей правоте. Несмотря на то, что общая правда – на стороне доктора, мэр тоже претендует на свою правду, личную. Его логика более чем понятна. Он не хочет потерять дело, в которое вложены миллиарды и колоссальные нервные затраты. Поставить крест на прибыльном проекте «федерального значения» он, конечно, не готов. От репутации курорта зависит его собственное благополучие и жизнь районного городка, которая вот-вот начала налаживаться. Приток туристов обеспечил пресловутую «стабильность», за которую и держится большинство. Ну, а мэр придерживается стандартной схемы: проще замять и не озвучивать проблему, чем пытаться ее решать. Это, в общем, никто не оспаривает. Кроме доктора. Во время теледебатов он забирается на стул и повторяет, как мантру, единственную фразу: «вода отравлена». Выглядит это беспомощно. И не потому что у Стокмана закончились доводы, а потому что они лежат на поверхности.

Доктор Стокман в исполнении Алексея Фатеева сражается с интересами власти и бизнеса, как Дон Кихот с ветряными мельницами. Он, с одной стороны, доказывает очевидное – водолечебницу надо закрыть – а с другой, отказывается понимать не менее очевидные вещи – попытки отстаивать свои права, в одиночку или всем вместе, в нашей стране ни к чему не приводят. Оспорить «тупые и циничные» решения властей не способна ни одна акция протеста. Можно устраивать одиночный пикет, можно бежать на митинги, можно даже бастовать всем коллективом, как это принято в Европе, где, к примеру, все электрички могут разом встать, просто потому что машинисты требуют повышения зарплаты и организованно не выходят на работу. Они знают, что с помощью профсоюзов добьются своего. По крайней мере, им точно пойдут на уступки. У нас это в принципе невозможно. Протестующие могут рассчитывать только на обвинения в свой адрес, штрафные санкции и карательные меры. Но Стокман-Фатеев продолжает упорствовать и всерьез надеется спасти ситуацию. Он то ли по наивности, то ли в запале борьбы не видит, что у него нет никаких шансов быть услышанным.




Монологи доктора об отравленной воде и шире – общественной среде – дважды перекрываются и заглушаются. То песней жены, которую та напевает в микрофон на чужом языке, все громче и громче, пока доктор рассуждает сам с собой, расположившись в подвешенном и подсвеченном кубе, как в «капсуле» абсолютного одиночества. То классической музыкой, которую врубают на полную громкость по отмашке телеведущего. Ораторствовать в прямом эфире «рассерженному горожанину» все-таки дают, но до определенного момента. Группируются в стороне и ждут, пока доктор Стокман обращается к залу с тирадой про тупое большинство. Программную для Ибсена речь о сверхчеловеке и «сырье», из которого еще предстоит сделать нацию, Саша Денисова подсократила и вымарала ницшианские идеи. В результате получился отчаянный пятиминутный выкрик о слабо развитом самосознании, о привычке прогибаться под ситуацию и молчать из соображений «корпоративной этики». В спектакле Никиты Кобелева это не лекция и не нагорная проповедь, как в постановке Льва Додина. Это продолжение полемики, но уже без оппонентов – один на один с залом. Свою речь Стокман-Фатеев произносит на нерве, выпускает искреннее возмущение, как джина из бутылки. Он как будто дискутирует со зрителями и ждет ответной реплики. И она, действительно, прозвучит. С балкона вдруг кто-то выкрикнет: «Враг народа!» В финальной сцене Стокман появится дома с пробитой головой, а после его дочь сообщит в своем блоге, что бескомпромиссного доктора быстро и без шума «ликвидировали». Чем не история эколога-активиста Михаила Бекетова, жестого избитого за публикации о Химкинском лесе и скончавшегося в апреле этого года?

С одной стороны, может показаться, что переписанный Сашей Денисовой Ибсен не приобрел ничего, кроме современных реалий – в спектакль попало множество фактов и пассажей, уже отыгранных журналистами в блогах и печатных СМИ. Не удивительно, что со сцены они воспринимаются как «вторсырье», а зрители начинают скучать и решают, что режиссер с драматургом «ломятся в открытую дверь». Но с другой стороны, «Враг народа» в «Маяковке» сфокусировал внимание на том, как важно не смолчать и как сложно отстаивать свою правоту, что заставляет нас «ввязаться в драку» и протестовать. Причем логика протеста, его причины и следствия, о которых в спектакле тоже идет речь, не замыкаются на политике – они сходятся на человеке и на чувстве собственного достоинства, которого большинству в нашем обществе, где принято не говорить лишнего и не нарываться, явно не хватает. Саша Денисова и Никита Кобелев еще раз напомнили об этом, честно, бескомпромиссно и темпераментно, но уже не в блоге, а в зале академического театра.

Татьяна Власова, интернет-журнал "Театрал"

Источник: http://www.mayakovsky.ru
Категория: КИНО-ТЕАТР | Просмотров: 515 | Добавил: usni | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 usni   [Материал]
Мы с Иваном ходили на этот спектакль 8 мая... В последний вечер, перед отъездом домой. И.... Мы долго опладировали стоя... Браво!!!



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

[здравствуйте!]

ВЗМАХ КРЫЛЬЕВ БАБОЧКИ МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ТОРНАДО.

ПОМНИТЕ ЭТО.

НЕ ОПУСКАЙТЕ РУКИ И ДЕЙСТВУЙТЕ!



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0





[Translate ]



 

[ Расчет расстояний ]



Расчет расстояний

Расчет расстояний от Автодиспетчер.Ру


[ Категории раздела ]


SOS!!! [29]
НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ
ВАЖНО!!! [115]
Быть или не быть?...
МУКОВИСЦИДОЗ [29]
Подвиг каждый день.
ДЕТИ [49]
Цветы жизни...
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА [66]
Он и Она...
ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ [22]
Измени образ мысле
ЗДОРОВЬЕ [54]
Здоровье
ПОГОВОРИТЕ С КАПУСТОЙ [11]
Садовод ЛЮБИТЕЛЬ
АВТОЛЕГЕНДЫ [10]
История отечественного автопрома
ЮМОР [51]
Улыбнись...
ПОЛИТИКА [82]
Болото...
ПРЕМУДРОСТИ [76]
Премудрости
ЭТО ИНТЕРЕСНО [95]
Это интересно
ПУТЕШЕСТВИЯ [22]
Как прекрасен мир
ИНТЕРВЬЮ [21]
Интервью
МУЗЫКА [87]
Музыкальные новости
ИСКУССТВО ЖИВОПИСЬ [26]
О прекрасном
ФОТОГРАФ [17]
А где же птичка?...
ЛИТЕРАТУРА [60]
Новости литературы
ИСТОРИЯ [53]
Это было давно..
КИНО-ТЕАТР [75]
Новости...
КОСМОС [32]
Космос...
С ПРАЗДНИКОМ!!! [54]
Поздравляем!!!
МАГИЯ КАМНЕЙ [3]
Еще раз о прекрасном...
БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ [14]
Слабость - непозволительная роскошь...
БИЗНЕС-КЛУБ [32]
Кесарю - кесарево...
ДРУГОЕ [13]
Другое
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ [26]
Я ПОМНЮ...
НОВОСТИ САЙТА [2]
Предупреждаю...
ЛИЧНОЕ [5]
По секрету всему свету...
ЗАПИСКИ РЫЖЕЙ ВЕДЬМЫ [5]
Без комментариев...;)

[Темы форума ]

 

Откровения Мужчин...



Между нами Девочками...



Читальный зал



Мой город...



БУНКЕР



ЗДОРОВЬЕ



[ Мини-чат ]



[ Потанцуем?!... ]



[ БЛОГ ]

ДОКТРИНА 77



ПОДВИГ КАЖДЫЙ ДЕНЬ



MR. FREEMAN


ВЕЛИЧАЙШЕЕ ШОУ НА ЗЕМЛЕ


ФРЕНКИ-ШОУ


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ





[ Календарь ]

"Найдите время для любви - это священный дар жизни"

(поль брег)


«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

[ Архив записей ]




[ теги ]


[ Добро пожаловать на Galery ]

[ Опрос ]
Кто будет задавать тон в космосе через несколько лет?
1. Россия
2. Китай
3. Индия
4. США
5. Другая страна
6. Все равно
7. Не знаю
Всего ответов: 14

[ Категории каналов ]

[ ЖЕЛАЮ СЧАСТЬЯ!!! ]


[ Друзья сайта ]
  • Compservice.ucoz.net
  • miroslav.nethouse.ru
  • bf-kislorod.ru

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • http://http://compservise.ucoz.ru
    [ Поиск ]

    [ СТАТИСТИКА ]


    Copyright MyCorp © 2021Конструктор сайтов - uCoz