Приветствую Вас Гость | RSS

Nataly

о жизни, о вселенной и вообще...)))

Главная | | Регистрация | Вход
 
Главная » 2013 » Март » 5 » Изменения в проекте ФГОС и проекте закона «Об образовании»: что нового?
20:24
Изменения в проекте ФГОС и проекте закона «Об образовании»: что нового?
Обсуждение проекта новых федеральных стандартов получило широкий общественный резонанс. По стране прокатилась волна возмущения, равнодушным не остался никто: депутаты, чиновники, ученые, журналисты, и те, кого новые стандарты коснутся в первую очередь – директора школ, учителя, дети и их родители – наперебой обсуждают реформу образования. Волну возмущения спровоцировало знаменитое открытое письмо президенту от учителя русского языка и литературы Сергея Волкова, в котором учитель прямо говорил о недоработках и противоречиях нового стандарта. Это письмо и стало катализатором изменений, внесенных в стандарт. 15 февраля доработанный проект нового образовательного стандарта для старшей школы опубликован на сайте Министерства образования и науки РФ. Обсуждение проекта возобновилось с новой силой. Мнения по поводу новшеств в стандартах разделились. Часть участников дискуссии о стандартах считает, что изменения пошли документу на пользу, часть продолжает настаивать на том, что сама процедура внесения изменений – лишь профанация, для отвода глаз.

Не менее актуальна сегодня и дискуссия о новом Федеральном законе «Об образовании в РФ». В Челябинске состоялся ряд пресс-конференций, посвященных обсуждению реформ в сфере образования. Мы представляем вашему вниманию наиболее интересные моменты дискуссий на эти темы.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

Согласно проекту нового федерального стандарта, все школьные предметы для старшеклассников будут объединены в пять групп: филология, иностранный язык, естественные науки, математика и информатика, общественные науки. Каждый ученик должен будет выбрать 1-2 предмета из этих областей. Общее количество изучаемых дисциплин должно значительно уменьшиться, старшеклассник будет углубленно изучать лишь выбранные им предметы. Таким образом учебный план с учетом общих для освоения всеми обучающимися дисциплин («Россия в мире», «физическая культура», «основы безопасности жизнедеятельности») должен включать 9-10 предметов, а также индивидуальный учебный проект.

Шквал критики вызвало отсутствие в первом варианте стандарта русского языка и математики в числе обязательных предметов.

В измененном варианте стандарта для старшей школы указано, что русский язык и математика обязательно присутствуют в программе высшей школы, независимо от того, какие дисциплины ученик выберет из различных предметных областей. Например, из предметной области «филология», в которую входят «русская словесность», «русский язык и литература» и «родной язык и литература» (для тех, у кого русский язык не является родным), ребята должны выбрать в обязательном порядке либо «русскую словесность» на интегрированном уровне, либо «русский язык и литературу» на профильном или базовом уровне. Кроме того, при желании для изучения выбирается «родной (нерусский) язык и литература» на одном из представленных уровней. Уровень подготовки по этим предметам может быть разным. Интегрированный уровень подразумевает под собой обучение основным моментам науки, общее ознакомление, базовый – подробное изучение, предметные результаты на профильном уровне должны быть более глубокими, чем это предусмотрено базовым уровнем.

Начальник управления Министерства образования и науки Челябинской области Татьяна Абрамова подчеркивает: «Главное преимущество стандарта в том, что теперь в образовательном процессе смогут участвовать родители. Общественный договор школы с родителями формирует гражданское общество. Известно, что все новое поначалу воспринимается с трудом. Напомню, что Челябинская область всегда была первопроходцем в отношении реформ в образовании. Мы одними из первых в РФ начали участвовать в эксперименте по внедрению ЕГЭ, наши учреждения общего образования перешли на четырехлетнею начальную школу, участвовали в организации профильного обучения в старших классах, на котором, в принципе, и строится новый стандарт старшей школы. В Министерстве образования Челябинской области для себя поняли: прежде чем внедрять что-то новое, нужно рассказать и объяснить, что это такое.

Представляющий Челябинскую область в Совете Федерации Руслан Гаттаров недоволен составлением проекта стандарта. По мнению сенатора, 70% вопросов к стандарту могла бы снять схема, сравнивающая новые и старые механизмы обучения. Также, по его мнению, с внедрением новых стандартов в школе изменится подход к преподаванию. Раньше учитель должен был научить всему, что он знает сам. Теперь ребенок учится самостоятельно добывать знания, самосовершенствоваться, но без определяющей роли учителя. Для детей это будет очень трудно.

То, что проект вызвал такую бурную дискуссию, совсем не удивляет директора МОУ СОШ №8 Ирину Анфалову. «Сейчас это обычная практика разработки и принятия законов, – подчеркивает Ирина Викторовна, – сначала проводится экспертиза проекта, его изучают ученые, юристы, специалисты Министерства образования и науки, проект вывешивается на сайте для обсуждения, наиболее здравые предложения принимаются во внимание, затем стандарт снова публикуют. Многие просто не читали стандарт, но наслушались возмущенных отзывов от знакомых и составили о законе не совсем верное мнение. Бурное обсуждение стандарта говорит о том, что общество развивается, становится грамотнее и интеллектуальнее. Хотелось бы, чтобы разработчики внесли разъяснения на счет сдачи ЕГЭ. Будет ли предоставлено право выбора сдачи единых государственных экзаменов, необходимых выпускникам при поступлении, или русский язык и математика будут обязательными?

Учитель МОУ СОШ № 68 им. Е. Н. Родионова Татьяна Калистратова считает, что «школа не готова к принятию новых стандартов образования. «На нас, преподавателей, ляжет несоизмеримо большая нагрузка, которая и сейчас велика. Обострится проблема нехватки кадров. Недавно в обязанность учителей вошло выставление оценок в электронный журнал. Для родителей это очень удобно: теперь они могут посмотреть успеваемость своего чада в Интернете, но для учителей это дополнительные обязательства. Школы просто не успевают справляться со всеми нововведениями в образовательном процессе».

Директор гимназии №1 Дамир Тимерханов считает, что изменения в проекте ФГОС на деле ничего не меняют. «Опасения относительно реализации ФГОС в реальной жизни, которые были у меня ранее, только усилились», – говорит Дамир Галиханович. – «Да, у детей должен быть выбор, и знания, которые дети получают в школе, должны быть практикоориентированы. Эти два посыла нового стандарта верны. Но их реализация может оказаться далекой от идеальной картинки, которую нам рисуют чиновники. И тому есть несколько причин. Во-первых, нужно оценить степень готовности детей (и родителей) так рано выбирать предметы, которые в дальнейшем повлияют на их жизнь. Эта готовность выяснится только в процессе реализации стандарта. Второе – это организационный вопрос. Как смогут школы организовать такой большой спектр выборности? Кто обеспечит этот выбор финансово? И третий момент: парадокс в политике государства. С одной стороны, наше государство заявляет о курсе на модернизацию, о новых технологиях, в частности, о нанотехнологиях. Но при этом собирается утвердить стандарт, который даст детям возможность еще в школе отказаться от таких «сложных» физики, химии, биологии, алгебры, геометрии.

Сам господин Кондаков приводит пример выбора профиля, связанного с журналистикой, а не профиля, связанного с инженерной специальностью. Можно предположить, что в первую очередь дети будут отказываться от самых сложных предметов. Откуда же потом, в будущем, возьмутся специалисты, интересующиеся высокими технологиями? Как они будут поступать в вузы?

Если стандарт будет принят в таком виде (а в измененном варианте стандарта такая возможность выбора сохраняется), то есть риск, что вся страна пойдет по пути наименьшего сопротивления и сделает выбор в пользу тех предметов, которые покажутся наиболее легкими.

Больше всего вопросов к новому варианту стандартов у родителей. В частности, их беспокоит, как именно, согласно новому варианту стандартов, будут строиться отношения между школьным учреждением и родителями?

Татьяна Абрамова поясняет, что теперь отношения родителей и школьных учреждений будут закрепляться общественным договором. «Родители и представитель школы будут подписывать специальный документ – общественный договор, в котором будут прописаны все права и обязанности сторон. Например, родители обязаны предоставить условия для обучения ребенку, следить за его здоровьем, внешним видом и тому подобное, представитель школы в свою очередь обсуждает и прописывает в договоре обязательства в отношении ребенка, которые берет на себя школа».

Волнует родительскую общественность и таинственный «индивидуальный учебный проект». Как будет осуществляться его реализация? Будет ли результат этой индивидуальной работы учитываться при сдаче экзаменов?

По словам Татьяны Абрамовой, индивидуальный проект не так сложен, как может показаться на первый взгляд. В рамках проекта ученик исследует какую-либо тему, к примеру, проблему толерантности, или проблему чистой воды в реке Миасс и тому подобное. Проводит исследования, ставит цель, определяет задачи, приводит доказательства проекта. Это внутренний экзамен в школе, в форме ЕГЭ его сдавать не будут, но это одно из условий окончания школы.

Федеральный закон «Об образовании в РФ»

Обсуждение закона об образовании, пусть не такое бурное, как обсуждение ФГОС, также вызвало ряд возражений педагогической общественности города.

Напомним о том, что новый Федеральный закон «Об образовании в РФ» объединил два закона: ФЗ РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». По новому закону изменения внесены в профессиональное обучение. Начальник управления профессионального образования Министерства образования области Елена Зайко так прокомментировала этот факт: «Данный законопроект предполагает только среднее и высшее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование плавно монтируется в систему среднего. Такие учреждения смогут готовить как квалифицированных рабочих, так и специалистов среднего звена. Помимо этого предполагается организация учебных центров, где будет предложена ускоренная подготовка рабочих. На сегодня уже есть учреждения среднего профессионального образования, в которых четко действует программа начального обучения, доказавших свою состоятельность в этом направлении».

Заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области Александр Журавлев в ходе пресс-конференции, посвященной обсуждению закона «Об образовании», подробно рассказал о том, что на сегодняшний день в законопроект внесено около 11 тысяч поправок, закон еще «сырой», и не внесен для принятия в Государственную думу. Главное новшество закона «Об образовании в РФ» – знаменитый переход на Болонскую систему. В 2011 году Министерство образования и науки РФ планирует полностью приравнять российскую систему высшего образования к европейским стандартам. Европейские стандарты изложены в Болонской декларации о зоне европейского высшего образования. Теперь при обучении в течение четырех лет студенты получают степень бакалавра, в течение пяти лет – квалификацию «специалист». Получение звания «магистра» и освоение программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре соответственно предполагает шесть и семь лет обучения.

Проект закона «Об образовании» также предусматривает ликвидацию понятия «академия». Проректор ЧГАКИ (Академии культуры и искусства) по учебной работе Сергей Буцык обеспокоен таким нововведением и считает, что статус академий необходимо сохранить. Многим вузам он был предоставлен в порядке исключения. Сергей Владимирович привел в пример школу-студию МХАТ – всем известное высшее учебное заведение, завоевавшее всемирное признание.

Мнение общественной палаты

Общественная палата Челябинской области также не осталась в стороне от обсуждения реформ образования. В Челябинской области было организовано общественное обсуждение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором приняли участие 119 областных государственных образовательных учреждений, 43 городских округа и муниципальных района Челябинской области.

В целом, представители академических сообществ считают, что изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» носят конструктивный характер, но впечатление портит ряд недоработок.

По итогам общественных слушаний Общественной палатой Челябинской области были сформированы рекомендации в законопроект «Об образовании», которые были переданы в Полномочное представительство президента РФ в Уральском федеральном округе. В частности, в закон «Об образовании» участниками слушаний внесены 22 предложения. Суть их вкратце сводится к следующему. Во-первых, законопроект чрезмерно перегружен терминологией и имеет колоссальный объем, что может существенно затруднить его применение на практике. При этом в проекте нечетко прописана система видов образования, в частности непонятен статус академий; отсутствует четкое определение инновационной деятельности в образовании, проигнорирован уже сложившийся на практике подход дифференциации образования. Слабым местом законопроекта можно считать его недостаточно подробное финансово-экономическое обоснование.

Немало недоработок в части проекта, касающейся системы профтехобразования и дополнительного образования. Упразднение начального профессионального образования приведет к тому, что колледжи, номинально став вузами, на самом деле останутся в статусе ПТУ. Поэтому Общественная палата выступает с предложением включить начальное профессиональное образование в систему профессионального образования как самостоятельный уровень. В дополнительном профессиональном образовании, согласно новому законопроекту, представляется неоправданным снижение объема аудиторных часов на освоение рассматриваемых программ относительно действующего в настоящее время уровня (с 500 часов на 250 аудиторных часов).

В итоге члены и эксперты Общественной палаты пришла к выводу – закон практически аннулирует развитие рыночных (конкурентных) отношений в сфере образования. Совершенно не понятен статус негосударственных образовательных учреждений, кроме того, что они могут иметь государственную аккредитацию. Законопроект фиксирует антирыночную тенденцию, при которой заказчик образовательной услуги просто вынужден идти не туда, где качественнее образовательные услуги, а туда, где дешевле.

В ходе обсуждения измененного варианта ФГОС в Москве на встрече с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко многие участники спора предлагали и вовсе выбросить проект в корзину или оставить только в качестве пояснительной записки, так как в нем одни общие слова и никакой конкретики. Участники пресс-конференций в Челябинске не были столь категоричны. Но в целом, по итогам пресс-конференций, пришли к выводу, что и в том, и в другом проекте больше вопросов, чем ответов. Особенно много спорных моментов в проекте ФГОС. По-прежнему непонятен предмет «Россия в мире», и все чаще звучат мнения, что его стоит распределить по другим предметам, например, включить в курс по истории.

Обязательным для утверждения законопроекта останется уровень эксперимента. Прежде, чем ФГОС вступит в силу, он будет опробован в качестве эксперимента в 20 школах России. Вопрос о том, будут ли среди этих школ челябинские, пока остается открытым.

Что касается законопроекта «Об образовании», несмотря на то, что он еще не внесен для принятия в Государственную думу, в вузах Челябинска переход на Болонскую систему уже идет. Подробнее об этом – в материале «Переход на Болонскую систему обучения: есть ли у студентов выбор?».

Анастасия БУХАРОВА, Юлия АНДРЕЕВА, специально для Cheldiplom.ru
Категория: ВАЖНО!!! | Просмотров: 1520 | Добавил: usni | Теги: Изменения в проекте ФГОС и проекте | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

[здравствуйте!]

ВЗМАХ КРЫЛЬЕВ БАБОЧКИ МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ТОРНАДО.

ПОМНИТЕ ЭТО.

НЕ ОПУСКАЙТЕ РУКИ И ДЕЙСТВУЙТЕ!



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0





[Translate ]



 

[ Расчет расстояний ]



Расчет расстояний

Расчет расстояний от Автодиспетчер.Ру


[ Категории раздела ]


SOS!!! [30]
НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ
ВАЖНО!!! [128]
Быть или не быть?...
МУКОВИСЦИДОЗ [28]
Подвиг каждый день.
ДЕТИ [49]
Цветы жизни...
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА [66]
Он и Она...
ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ [22]
Измени образ мысле
ЗДОРОВЬЕ [54]
Здоровье
ПОГОВОРИТЕ С КАПУСТОЙ [11]
Садовод ЛЮБИТЕЛЬ
АВТОЛЕГЕНДЫ [10]
История отечественного автопрома
ЮМОР [51]
Улыбнись...
ПОЛИТИКА [85]
Болото...
ПРЕМУДРОСТИ [77]
Премудрости
ЭТО ИНТЕРЕСНО [98]
Это интересно
ПУТЕШЕСТВИЯ [23]
Как прекрасен мир
ИНТЕРВЬЮ [23]
Интервью
МУЗЫКА [90]
Музыкальные новости
ИСКУССТВО ЖИВОПИСЬ [29]
О прекрасном
ФОТОГРАФ [17]
А где же птичка?...
ЛИТЕРАТУРА [60]
Новости литературы
ИСТОРИЯ [54]
Это было давно..
КИНО-ТЕАТР [75]
Новости...
КОСМОС [32]
Космос...
С ПРАЗДНИКОМ!!! [54]
Поздравляем!!!
МАГИЯ КАМНЕЙ [3]
Еще раз о прекрасном...
БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ [17]
Слабость - непозволительная роскошь...
БИЗНЕС-КЛУБ [32]
Кесарю - кесарево...
ДРУГОЕ [13]
Другое
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ [29]
Я ПОМНЮ...
НОВОСТИ САЙТА [2]
Предупреждаю...
ЛИЧНОЕ [5]
По секрету всему свету...
ЗАПИСКИ РЫЖЕЙ ВЕДЬМЫ [7]
Без комментариев...;)

[Темы форума ]

 

Откровения Мужчин...



Между нами Девочками...



Читальный зал



Мой город...



БУНКЕР



ЗДОРОВЬЕ



[ Мини-чат ]




[ БЛОГ ]

ДОКТРИНА 77



ПОДВИГ КАЖДЫЙ ДЕНЬ



MR. FREEMAN


ВЕЛИЧАЙШЕЕ ШОУ НА ЗЕМЛЕ


ФРЕНКИ-ШОУ


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ





[ Календарь ]

"Найдите время для любви - это священный дар жизни"

(поль брег)


«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

[ Архив записей ]




[ Добро пожаловать на Galery ]

[ Опрос ]
Кто будет задавать тон в космосе через несколько лет?
1. Россия
2. Китай
3. Индия
4. США
5. Другая страна
6. Все равно
7. Не знаю
Всего ответов: 14

[ Категории каналов ]

[ ЖЕЛАЮ СЧАСТЬЯ!!! ]


[ Друзья сайта ]

  • bf-kislorod.ru

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • [ Поиск ]

    [ СТАТИСТИКА ]



    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz