Interfax-Russia.ru – Полиция США подтвердила, что усыновленный американской парой Максим Кузьмин погиб от полученных травм. Его родная мать хочет вернуть младшего сына в Россию.
Узнав о гибели в США трехлетнего Максима Кузьмина (после усыновления Макс Шатто) в РФ вновь заговорили о необходимости ввести запрет на иностранное усыновление. Российские чиновники отмечали, что супруги Алан и Лаура Шатто, усыновившие Максима и его младшего брата Кирилла в конце 2012 года в Печорском доме ребенка (Псковская область), давали трехлетнему малышу сильный психотропный препарат для лечения тяжелой формы шизофрении. Хотя и врач детского дома, наблюдавшая детей, и детский омбудсмен, видевший их личные дела, заявляют, что ребенок был здоров.
Еще больше ситуацию усугубили предположения местной полиции, обнаружившей на теле мальчика многочисленные ушибы, которые, по их мнению, могли стать причиной его смерти.
Виновной в кончине Максима негласно считают его приемную мать Лауру Шатто, которая преподает в старших классах экономику и ранее не попадала в поле зрения полиции. Однако в США призывают не торопиться с выводами и не обвинять приемную мать в смерти Максима, пока эксперты не выяснят причину его смерти.
По словам Лауры Шатто, Максим потерял сознание, когда играл с братом на детской площадке, а она в это время находилась в доме. После приемная мать занесла ребенка в дом, вызвала спасателей и пыталась оказать ему первую помощь.
"Потом на место происшествия прибыли парамедики, они доставили мальчика в реанимацию. Все это время врачи боролись за жизнь Максима. В больнице тоже проводились реанимационные действия, однако спасти его не удалось, и врач объявил о смерти", – сообщила в интервью радиостанции "Голос Америки" судмедэксперт Сондра Вульф, которая зафиксировала смерть ребенка.
Она также отметила, что на теле мальчика были "синяки разного размера на разных частях тела, в том числе – в области живота", но нельзя утверждать, что именно они стали причиной смерти ребенка. Кроме того, старший судмедэксперт округа Эктор (Техас) Ширли Стэндефер пояснила, что она не может "подтвердить или опровергнуть, появились ли эти синяки просто в результате детской активности или от какого-то иного воздействия".
По факту гибели ребенка в США начато гражданское дело – приемных родителей подозревают в оставлении ребенка без надзора и причинении ему вреда. В России возбуждено уголовное дело, однако начато оно по более "тяжелой" статье 105 УК РФ (убийство). Кроме того, Генпрокуратура РФ запросила у министерства юстиции США информацию по факту смерти Максима Кузьмина. Как пояснила "Интерфаксу" официальный представитель ведомства Марина Гриднева, расследование проводит служба шерифа графства Эктор (штата Техас). И в настоящее время ожидаются результаты вскрытия.
Впрочем, уже 21 февраля уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов озвучил данные, которые ему передали "американские следственные органы, управление шерифа".
"То, что на сегодняшний день известно: действительно, результаты вскрытия тела показывают, что есть все основания полагать, что ребенок погиб в результате, мягко говоря, жестокого, бесчеловечного обращения со стороны, очевидно, приемной матери. Конечно, трудно говорить о том, что однозначно эта дама убила Максима", – заявил представитель МИД. Однако, по словам и.о. генконсула США в России Билла Быстрянски, причины смерти Максима Кузьмина пока достоверно не установлены.
Константин Долгов также рассказал, что информацию о психотропном препарате, который давали Максиму, ему также сообщили в американских правоохранительных органах. Причем, по данным местной полиции, препарат предназначался для лечения шизофрении у взрослых и был противопоказан маленьким детям.
"Но были какие-то сообщения о том, что до нас доходило через наши загранпредставительства США, что вроде американцы говорили, что его (препарат) давали потому, что у ребенка очень серьезное психическое расстройство. Если это так, то тогда здесь должна быть внесена ясность, потому что нам было сказано американцами, что этот лекарство используется для лечения тяжелых форм шизофрении у взрослых, не у детей", – подчеркнул Константин Долгов.
Внимание российской стороны к делу объяснимо: во-первых, по закону за усыновленным в России ребенком вплоть до его совершеннолетия сохраняется российское гражданство. И все это время представители РФ могут участвовать в его судьбе. Во-вторых, известно, что о гибели мальчика представители госдепартамента США в Хьюстоне узнали только 5 февраля (ребенок погиб 21 января) от Генконсульства России в штате Техас, когда российские дипломаты попросили помочь им связаться с местными властями.
Впрочем, в Вашингтоне заявления российской стороны о причинах гибели Максима назвали не только неверными, но и безответственными.
"Сейчас проводится расследование. Нас огорчает, что господин Астахов (уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ - ИФ) и господин Долгов (уполномоченный МИД РФ по правам человека - ИФ) делают радикальные выводы о том, что случилось с ребенком, как он умер, об ответственности родителей за его смерть", – заявил "Интерфаксу" представитель Госдепартамента в Вашингтоне.
Собеседник агентства пояснил, что, как только в Госдепе узнали о произошедшем, представители ведомства "вступили в тесный контакт с представителями российских властей в Хьюстоне, Вашингтоне и Москве, чтобы убедиться, что у них есть доступ, что они знают всю ту информацию, которую знаем мы. Мы были очень открыты и транспарентны".
На время расследования второй ребенок Кирилл останется под присмотром службы опеки, а приемная мать может навещать его раз в неделю. Тем временем родная мать братьев Кузьминых Юлия хочет восстановиться родительские права и уже обратилась в прокуратуру Печорского района Псковской области с просьбой вернуть сына из США. Известно, что она "устроилась на работу, перестала вести асоциальный образ жизни, просит восстановить ее родительские права".
Кроме того, в областной суд с требованием отменить усыновление Кирилла обратились и представители органов опеки Псковской области.
По мнению начальника управления социальной защиты населения Псковской области Армена Мнацаканяна, усыновление Кирилла Кузьмина может быть отменено, если им удастся доказать, что усыновители жестоко обращались с приемным ребенком, уклонялись от выполнения родительских обязанностей и злоупотребляли родительскими правами. Также отменить усыновление можно и по другим основаниям. Например, согласно ст. 124 Семейного кодекса РФ (дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение), гибель одного из усыновленных детей может стать поводом для отмены усыновления другого.
Как пояснил уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, псковский суд, скорее всего, поддержит требования органов опеки. И окончательное решение может быть озвучено в начале марта.
"Когда будет решен этот вопрос, то мы будем настаивать на его (Кирилла Кузьмина) возвращении в Россию", – пояснил детский омбудсмен, отметив также, что возвращение мальчика на родину маловероятно. Тем не менее, если эксперты подтвердят, что Максим Кузнецов погиб от жестокого обращения усыновителей, Минобрнауки начнет переговоры с США о возможном возвращении Кирилла Кузьмина на родину.
За возвращение Кирилла на родину выступают и депутаты Госдумы, которые обратились с просьбой о помощи к Конгрессу США. По мнению парламентариев, власти США должны законодательно ужесточить требования к процедуре усыновления и правилам отбора кандидатов в усыновители в случае переустройства уже усыновленных российских детей в другие американские семьи. Кроме того, они настаивают на своевременном информировании Госдепом США российского МИДа о всех фактах жестокого обращения с детьми из РФ.
Депутаты предлагают "обеспечить в кратчайшие сроки предоставление полной информации об условиях проживания в американских семьях всех российских детей, усыновленных гражданами США". Также они считают необходимым взять под особый контроль деятельность специализированных организаций для приемных детей, таких как "Ранчо для детей", "в целях недопущения ущемления прав содержащихся там российских детей".
Тем временем детский омбудсмен Павел Астахов предлагает создать международный реестр усыновленных в РФ сирот, которые живут в США – это позволило бы следить за их судьбой и защищать при необходимости. Ведь около трети усыновленных американцами сирот не приживаются и в течение года меняют семью, но об этом Россию не уведомляют. Известно также, что за усыновление Максима Кузьмина приемные родители заплатили американскому агентству по усыновлению $75 тыс. Но ребенок не прожил в новой семье и года. Кстати, из-за нарушения сроков предоставления российской стороне информации о гибели детей компания прекратит работу на территории РФ. Впрочем, Павел Астахов не исключает, что трагические истории с российскими сиротами, живущими в США, еще будут повторяться, потому что до сих пор некоторые агентства по усыновлению предоставляют о будущих усыновителях неполную информацию.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
|