Рецензия на фильм
1873 год. Анна Каренина (Кира Найтли) едет из Петербурга в Москву спасать брак своего брата Стивы Облонского (Метью Макфейден), который попался на адюльтере с гувернанткой. В поезде Анна знакомится с графиней Вронской и ее сыном Алексеем (Аарон Тейлор-Джонсон), который будет преследовать Анну с тем, чтобы добиться ее расположения. Анна уйдет от мужа, бросит сына и заживет с Вронским в добровольном изгнании, потихоньку впадая в безумие от ревности. В это же время отказ от общества в пользу деревни и сельскохозяйственных работ демонстрирует идеалист прогрессивных взглядов - приятель Стивы Константин Левин (Домналл Глисон). Если вы все еще не читали книгу - настоятельно рекомендую все-таки ее прочесть, это определенно одно из лучших произведений графа Льва Николаевича Толстого.
Англичанин Джо Райт ("Гордость и предубеждение", "Искупление") вполне зарекомендовал себя, как мастер смелых интерпретаций увесистых романов соотечественников. Столкнувшись с Толстым, Райт на пару с драматургом Томом Стоппардом (который написал этот блестящий сценарий) решили играть на диковинном поле русской литературы, изображая легкомысленных иностранцев, предвзято вооружившихся штампами. "Анна Каренина" - лубочное кино с элементами китча (под завывания невидимой солистки юношеского хора, с диким акцентом исполняющей "Калинку-малинку" баба в кокошнике наливает Левину на сеновале суп, березки и водка прилагаются, не хватает только медведей и балалаек), действие которого происходит в стенах обшарпанного театра. Театр тут служит напоминанием об известном высказывании Шекспира и успешно вписывается в метафору светской жизни: любой неверный шаг и ты из ложи попадаешь на сцену, испепеляемый возмущенными взглядами и оглушенный осуждающим шепотом общества. Ветхость театра бросается в глаза - тонкий намек на устаревшие светские нормы. Есть, однако, пространство за пределами подмостков - настоящая жизнь под чистым небом, в которую герои вырываются в редкие моменты абсолютного счастья.
Роман Толстого - глубоко феминистическое высказывание: в этических рамках времени, о котором идет речь, свобода действий без ощутимых последствий позволена только мужчинам. Левин и Анна - две стороны одной медали, люди, опередившие свое время. Оба добровольно покидают общество, но Левин делает это без сожалений (и у него всегда есть возможность вернуться), а у Анны просто нет выбора, как и пути назад. Симпатии автора на стороне обоих, но все-таки Толстой - морализатор, его Левин - протагонист, наглядный образец того, как надобно жить и в пользу чего нужно прощаться с обществом (подсказка: в пользу труда, конечно же). Анна Каренина - хрупкий сосуд, который трещит по швам от бушующих внутри неразбавленных эмоций, гасящих любое дуновение разума. В вариации Райта под стать пространству действуют гротескные персонажи: одержимая Анна, сухой Каренин, робкий и очень приятный Левин, приторный златокудрый Вронский. Но накал гипертрофированных страстей, которые зашкаливают на экране, дает очень точную картину отношений между героями. За мнимой игривой несерьезностью, с которой Райт и Стоппард берутся рассказывать эту историю, стоит дотошная проработка и детализация образов. В советской экранизации 1967 года с легкой руки режиссера Александра Зархи Каренин предстает противным нудным стариком, вызывающим омерзение одним своим скрипучим голосом, а Вронский в исполнении Ланового, ретируется перед лицом первых серьезных проблем и как-то стремительно остывает в своих чувствах. Райт, который позволил себе такую вольную интерпретацию романа, в отношении героев проявил куда большую щепетильность, его Каренин в исполнении Джуда Лоу - пожалуй, лучшее попадание в роль, человек, вызывающий уважение и сочувствие. И Вронский именно такой, каким должен быть - преданно влюбленный, с достоинством несущий все тяготы совместной жизни с обезумевшей любовницей.
Театр с кино кто только не женил, самый яркий и более менее свежий образец - Триер. Но, отсутствие декораций В "Догвилле" (а затем и в "Мандерлее") первые пять минут привлекает внимание к себе за тем, чтобы последующие два часа не отвлекать от, собственно, высказывания. Для Райта, напротив, этот экспериментальный симбиоз служит успешной визуализацией разницы между счастьем в настоящей жизни (бескрайним, как поле) и традиционными рамками, налагаемыми общественным укладом (удушливое замкнутое пространство театра). "Каренина" Райта - это, прежде всего, невероятно красивый фильм, пример чистой авторской трактовки и умеренной эклектики, который дает повод припомнить, что кино - это все-таки один из видов искусства.
«Анна Каренина» в прокате с 3 января.
Источник: http://www.kino-teatr.ru
|