Все без исключения мальчишки играют в сражения, независимо от особенностей сюжета и содержания игры. Это естественная потребность, вырастающая в каждом современном ребенке из древнейших корней генетической памяти.
Необходимо поддерживать это мужское качество, но не давать ему обернуться агрессией и жестокостью, а направлять в русло осознания своей силы, ответственности за слабых, умения найти «безкровный» компромисс. Военные игры помогают мальчикам «разрядиться» и выплеснуть агрессию. Нужно только уметь их направлять, помочь развивать сюжеты, следить за содержанием игр. Как и во всех других сюжетах, при игре в сражения ребенку нужно переживать спектр положительных эмоций, чувствовать себя сильным, смелым, отважным.
Вот общие правила: Можно сражаться – нельзя убивать Можно стрелять в цель – нельзя расстреливать людей Можно защищать – нельзя нападать Можно воевать с достойным противником – нельзя с безоружным и слабым Можно злиться – нельзя ненавидеть Можно проявлять великодушие – нельзя жестокость
Кто-то использует в играх правдоподобные макеты современных видов оружия, кто-то поднимает с земли палку, вскидывает на плечо и кричит «пиф-паф». В теме военных игрушек работает то же правило, о котором мы рассуждали ранее – чем больше продумана игрушка, тем меньше работает фантазия ребенка. Но, кроме этого, для военных игрушек характерна еще одна особенность: оружие и солдат нельзя применить в других игровых сюжетах. Палка после «стрельбы» станет лошадкой, пугалом, или просто палкой. Ружье никогда не потеряет своей функции, солдаты не могут участвовать в других играх – они созданы только для войны. В качестве оружия лучше всего подходят лук, мечи (сабли, шпаги) и копья. Это вооружение легко приспособить для спортивных занятий или соревнований. Самые замечательные луки и стрелы получаются с помощью папы, не забывайте об этом! К тому же, с ними прекрасно развиваются сюжеты ролевых игр (в Робин Гуда, рыцарей, пиратов и т.п.). В ролевых играх особенно хорошо формируется тактика и стратегия, умение найти выход из запутанной ситуации. Помогите детям организовать игру – предложите «найти клад» по карте в лесу, отыскать пленных, увезенных разбойниками, и т.п.
Важно, чтобы ребенок «примерял» на себя положительную роль воина-защитника. Вспомните игры нашего детства – сложно было найти желающих играть за «фашистов», играли «наши» против «не наших». А с каким удовольствием современные дети изображают маньяков и палачей, профессиональных убийц и непобедимых чудовищ!
Огнестрельное или холодное оружие, которое выполнено слишком правдоподобно, несет в себе только одну функцию – убивать, и подчиняет себе игру. Если луком и стрелами можно просто забавляться, стреляя в мишень или по банкам, то как использовать в «мирных» играх кастет? Совершенно не годится оружие с изображением крови (окровавленный нож, например). Это не только спровоцирует агрессию, но и вызовет различные неосознанные страхи – такое оружие слишком «самостоятельно», ему даже хозяин-воин не нужен, оно само по себе – убийца. Военную технику лучше не покупать готовую, а либо «представлять» из подручных предметов, либо сделать самостоятельно (папы, вы помните, как делать самолетик? А пушку из фломастера?).
|