ГАЗ-12 , до 1956 года — ГАЗ-М-12, «ЗиМ»,
Иногда обозначался как «ЗиМ-12» — советский шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом «шестиоконный длиннобазный седан», серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959 (некоторые модификации — по 1960 год.) «ЗиМ» — первая репрезентативная (представительская) модель Горьковского автозавода. Предшественник «Чайки» ГАЗ-13. Всего было выпущено 21 527 экземпляров всех модификаций. Это не правительственный лимузин, так сказать ответвление. ГАЗ-12 имела вполне определённый статус: автомобиль для второго эшелона руководства страны. Иначе говоря, в "табели о рангах" он стоял на ступень ниже лимузина ЗиС-110.
Начальный период
Разработка была начата в 1948 году и велась в сжатые сроки — на неё отпускалось 29 месяцев. Конструктор — А. А. Липгарт, ответственный художник-конструктор — Лев Еремеев (будущий автор внешности ГАЗ-М-21 «Победа-II», «Волги» ГАЗ-21, ЗИЛ-111 и «Чайки» ГАЗ-13).
Сравнение с иностранными аналогами
Отведённые коллективу ГАЗ-а сжатые сроки позволяли либо приблизительно скопировать иностранную модель (что, в принципе, и предполагалось изначально — в частности, заводу настоятельно рекомендовали «Бьюик» образца 1948 года — машину привлекательную, но консервативную и устаревшую, восходящую по дизайну к довоенным моделям), либо воспользоваться уже имеющимися наработками и спроектировать автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии. Конструкторы и дизайнеры избрали второй путь, хотя значительное влияние иностранных (американских) образцов того же класса на выбор стилистических решений сохранялось. Вместе с тем, перекликаясь по внешности с целым рядом американских моделей сегмента fine car (средний-высший класс), «ЗиМ» не был копией какого-либо конкретного иностранного автомобиля ни в плане дизайна, ни, в особенности, в техническом аспекте — в последнем конструкторы завода даже сумели в какой-то мере «сказать новое слово» в рамках мировой автомобилестроительной индустрии.
Технические особенности проекта
Между тем горьковский ЗИМ оказался куда блее совершенной машиной, чем ЗиС. Он стал первым в мире длиннобазным седаном с несущим кузовом. В салоне было три ряда сидений. При колёсной базе 3,2м у автомобиля не было рамы! Это позволило сэкономить 700 кг веса и обойтись шестицилиндровым двигателем, форсированым до 90 л.с. Собственно, другого подобного мотора в распоряжении Липгарта не было, поэтому он и пошёл на радикальные меры по снижению массы машины, иначе рамный автомобиль был бы очень медленным. Впервые на ЗИМе была использована гидромуфта сцепления, обеспечивающая исключительную плавность хода при трогании и переключения передач без выжима педали, а также задний мост с бесшумной гипоидной передачей. По всем динамическим параметрам менее мощный ЗИМ с кда более скромным и экономичным мотором не уступал московскому исполину ЗиС-10. Важно отметить, что конструкция ЗИМ-12 (ГАЗ-12) предполагала унификацию с уже выпускаемыми моделям. Так, двигатель был форсированой версией мотора грузовика ГАЗ-51 с той лишь разницей, что для увеличения мощности была повышена степень сжатия, использована алюминиевая головка блока цилиндров, оптимизирована система питания и впуска. Трёхступенчатая коробка передач с переключением на рулевой колонке была точь-в-точь, как на модернизированой к 1949 году "Победе".
Анализ дизайна
Особого упоминания заслуживает дизайн автомобиля. Главным скульптором машины, как тогда называли дизайнеров, был Лев Михайлович Еремеев. Он очень точно уловил тенденции автомобильной моды, законодателем которой был Детройт, столица американского автомобилестроения, и применил их с учётом реальных возможностей горьковского завода. Дизайну при разработке уделялось особое внимание. По сравнению с простоватой «Победой», "ЗиМ" приятно удивляет элегантными линиями, роскошным стайлингом в американском стиле, вниманием к мелочам.
|